Радостная новость или снова о наболевшем?

1 июля 2014 года вступило в силу Постановление российского Правительства № 603, задача которого - урегулировать вопросы компенсации доходов, организаций электро и теплоснабжения.

Название документа очень длинное и замысловатое, поэтому приводить его не будем, а попытаемся заострить внимание читателя на сути проблемы. Цель Постановления – создать механизм, когда всем организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, будут компенсироваться расходы (а точнее, недополученные доходы), которые данные организации понесли ввиду жестко ограничиваемых государством тарифов на их услуги.

Радостная новость или снова о наболевшем

То, что сама идея, безусловно, правильная, сомнения нет. Однако все ли так хорошо, как кажется на первый взгляд?

На сегодняшний день система определения тарифов выглядит таким образом. Государственные органы устанавливают предельные тарифы для регионов на большинство коммунальных услуг, которые могут быть увеличены только решением тех же органов при наличии объективных обстоятельств. Подобный механизм является единственно возможным, поскольку большинство коммунальщиков – монополисты на рынке, и если не присматривать за ценообразованием, то оплата коммунальных услуг станет неподъемной для большинства россиян.

Однако и при такой системе ограничений тарифы растут довольно быстро. Именно поэтому в последние годы государство стремится хоть как-то затормозить их лавинообразный рост. Намерение благое, однако, с учетом изношенности большинства мощностей и коммуникаций сделать это практически невозможно.

С другой стороны, любой рост тарифов – это недовольство населения. А уровень его неодобрения действий Правительства и так очень высокий. Поэтому указанное нами Постановление – это попытка найти баланс между интересами коммунальщиков и населения, разумеется, за счет бюджета.

Насколько реально будет получение бюджетных компенсаций – покажет только время. Однако если учесть российские бюрократические процедуры, то вопрос этот будет не простым, а главное - долгим. Будет ли он источником коррупции – также покажет время. Хотя наверняка и подобные проявления будут иметь место.

Несмотря на перечисленные минусы, положительный эффект принятого постановления для населения очевиден. Если механизм будет работать приемлемо, то хотя бы часть своих расходов коммунальщики будут перекладывать не на население, а на государственный бюджет. В любом случае у государства вытащить деньги будет сложнее, чем просто нарисовать лишние цифры в квитанциях плательщиков за коммунальные услуги.

Однако стоит помнить, что бюджет нашей страны не безразмерный, и большинство его доходов возникают не из-за эффективной экономики и хорошей работы предприятий, а от продажи газа, нефти, леса и прочих природных ресурсов. А вот с их продажей в последнее время возникает все больше и больше проблем (яркий пример – газовые долги Украины).

Поэтому дополнительная нагрузка, а она, наверняка, будет расти с каждым годом, при ухудшении темпа поступления денег в бюджет может повлечь настоящую коммунальную катастрофу.



Назад в раздел